Аниме Тетрадь смерти - Death Note
- Категория: Лучшие аниме сериалы
- Автор: belkun
- Дата: 3-04-2016, 14:20
Аниме Тетрадь смерти - Death Note
Если бы у вас была возможность убить преступника, просто написав его имя на листе бумаги, воспользовались бы вы этим шансом?
Оставим в стороне мораль, которую всю жизнь внушали нам родители, учителя, друзья — общество. Есть только вы и тот, на чьей совести, может быть, не один десяток жизней. Вам не нужно рисковать, ища с ним встречи. Вам не нужно приближаться к нему. Вам не нужно находиться рядом с ним в момент его смерти, не нужно видеть его глаза, слышать последний вздох. Вам не нужно ничего знать об этом человеке, кроме его имени и лица. Вам не нужно явно нарушать закон, не нужно подвергать себя опасности.
Просто написать несколько букв — всего лишь имя. И — всё. Здесь и сейчас ответьте себе честно: как бы вы поступили.
Я — ответила, и мой ответ — …
C декабря 2003 года по май 2006 года в Японии выходила манга «Тетрадь смерти», придуманная Цугуми Обой и нарисованная Такэси Обатой. С октября 2006 года по июнь 2007 года студия «Мэдхаус» («Madhouse») выпускала одноимённый аниме-сериал, состоящий из тридцати семи эпизодов. В рецензии речь пойдет именно о нём. Манга, игровые фильмы, спешлы и компьютерные игры — всё это темы для самостоятельных статей. Я же сосредоточу внимание исключительно на сериале.
Тетрадь смерти. Начало
Мир богов смерти синигами прогнил. Боги погрязли в мелких дрязгах и прожигают свои утомительно долгие жизни за азартными играми. Они уже не знают, для чего существуют.
Синигами Рюк устал от всепоглощающей бессмысленности. Чтобы развеять скуку, он «случайно» роняет в мир людей свою Тетрадь смерти. Она даёт владельцу способность убивать: достаточно лишь представить лицо жертвы и записать его имя в Тетрадь. Рюк надеется, что кто-нибудь из людей подберёт Тетрадь и, прочитав записанные синигами правила пользования, станет в ней писать — и начнётся веселуха! Рюк сможет под благовидным предлогом потусоваться в мире людей, ведь по правилам синигами обязан повсюду сопровождать нового владельца Тетради, пока тот не умрёт. Монструозная внешность Рюка не проблема, ведь видеть его могут только люди, прикоснувшиеся к Тетради.
Ученик выпускного класса Ягами Лайт — сын заместителя начальника японской полиции Ягами Соитиро, отличник, талантливый молодой человек, наделённый острым умом и великолепными дедуктивными способностями. Ежедневно он слышит о преступлениях, творящихся в мире. Лайт понимает, что этот мир прогнил. Люди проживают свои никчёмные жизни, уничтожая друг друга, творя зло. Лайт устал от засилья несправедливости. Волей случая он подбирает Тетрадь смерти, брошенную Рюком. Двое преступников, убитых в качестве эксперимента, — и Лайт убеждается, что Тетрадь смерти подлинная. Отличная новость! Теперь Лайт знает, что делать.
День за днём он записывает в Тетрадь имена преступников, и те один за другим умирают от сердечных приступов. Лайт не пытается замаскировать их смерти. Напротив, он демонстративно убивает одним и тем же способом. Лайт рассчитывает, что вскоре люди заметят: преступников кто-то методично карает. Со временем все злодеи будут уничтожены, а оставшиеся люди не будут совершать злодеяний. Наступит совершенная эра, и он, Лайт, станет богом Нового мира.
Всё это Лайт объясняет явившемуся к нему Рюку. Он готов нести ответственность за свои деяния. Но Рюк ошарашивает Лайта: синигами явился вовсе не для того, чтобы забрать душу человека, использующего Тетрадь смерти. Просто Рюк обязан всюду следовать за новым владельцем Тетради. Да и вообще Рюку по приколу понаблюдать за людьми.
А Лайт может поступать так, как ему заблагорассудится. Ведь теперь Тетрадь смерти стала частью мира людей.
Расчёты Лайта оказываются верны: люди действительно понимают, что на землю явился каратель. В Интернете ему дают имя «Кира» — от искаженного английского «killer». Многие люди принимают сторону Киры. Хотя они не говорят об этом вслух, в Сети регулярно появляются восторженные отклики о неведомом убийце, и даже просьбы покарать того или иного негодяя. Но, конечно, большая часть общества осуждает Киру. Полицейские всего мира разыскивают загадочного карателя. К расследованию присоединяется Эл (L) — лучший детектив в мире. Никто не знает ни его настоящего имени, ни его лица.
Эл чувствует Киру, Эл его понимает. Но Эл не приемлет методов Киры и намеревается его уничтожить. Почти сразу Эл безошибочно угадывает, что Кира — это сын начальника Ягами, Лайт. Но доказательств этому нет. И тогда Эл идёт на невиданный риск: он раскрывает себя перед Лайтом, не называя, впрочем, своего истинного имени, и прямо сообщает о своих подозрениях. Начинается дуэль двух гениев, грандиозная схватка двух интеллектов.
Тетрадь смерти. Смерть филлерам
Типичная болезнь аниме-сериалов — филлеры, то есть проходные эпизоды. которые искусственно вставлены в основной сюжет и не несут никакой смысловой нагрузки. Их единственная цель — «добить» аниме до нужного количества серий. Иногда филлеры делаются достаточно талантливо и не слишком выбиваются из общего течения повествования, а иногда торчат, как бельмо на глазу.
«Тетрадь смерти» — это редкий пример абсолютно цельного, четко выстроенного и выдержанного сюжета. На протяжении тридцати семи серий повествование монолитно, как скала. Это цепочка без единого лишнего звена. Периодически меняется темп и эмоциональная окраска, но в этих изменениях тоже есть железобетонная логика. Например, за динамичными и сверхнапряжёнными эпизодами противостояния Лайта — Эл № 2 с Мелло следует замедление темпа. Таким способом зрителю, во-первых, дают передышку, а во-вторых, показывают подавленное состояние проигравшего Лайта.
Ещё один пример. Многодневное заключение Лайта. Повествование становится монотонным, тягучим. Благодаря этому психологическое состояние героев передаётся и зрителям. Ты сам чувствуешь себя словно посаженным в клетку. Атмосфера напряжённого ожидания, ощущение вязкости времени подкрепляется и фоновой музыкой. И вдруг — электрический удар. Бешеная, эмоционально взвинченная сцена «казни» Лайта и Мисы. Авторы, будто музыканты-виртуозы, ловко играют на струнах зрительских эмоций. Подобные перепады можно проследить на протяжении всего аниме "Тетрадь Смерти". Главная же идея проведена с безупречной чёткостью, без отвлечения на посторонние вещи. Вот ТАК надо выстраивать сюжеты. Вот ТАК надо вести повествование.
Тетрадь смерти. Возвышение и агония
Сериал «Тетрадь смерти» довольно чётко делится на две части: до Эла и после Эла. В первой показано становление и возвышение Киры, во второй — его агония и крах. Соответственно композиции меняются опенинги и эндинги. Правда, смена заставки и концовки происходит несколько раньше фактической смены частей. Первую часть «Тетради смерти» окольцовывают напряжённые, динамичные, эмоционально строгие песни группы «Nightmare» — «the WORLD» и «Alumina». Их сменяют агрессивные и стёбовые «What’s Up People?!» и «Zetsubou Billy» группы «Maximum the Hormone». В видеоряде отражены мотивы, главенствующие в каждой из частей
Тетрадь смерти. Логика
Любителям покритиковать детективную составляющую «Тетради смерти», в частности дедуктивные выкладки Эла и Лайта, советую перечитать классиков детективного жанра. Хотя бы того же Артура Конана Дойла («папу» Шерлока Холмса) и Агату Кристи («маму» Эркюля Пуаро и мисс Марпл). Тогда вы убедитесь, что в произведениях признанных мастеров детектива ляп на ляпе сидит и ляпом погоняет, а уж ловко просчитанные убийцей (и не менее ловко вычисленные детективом) планы преступлений не выдерживают никакой критики. При строгом анализе становится ясно, что «идеальные преступления» — не что иное, как цепочка случайностей, сложившихся в пользу убийцы. Соответственно, вычислить эти случайности практически невозможно. Вопросы из серии «что было бы, если бы…» при чтении этих детективов вообще лучше не задавать, дабы не разочаровываться.
Хрестоматийный пример — рассказ Дойла «Пёстрая лента», «гениальное преступление» в котором полностью основывается на авторском ляпе. Ну не может змея ползать по болтающемуся шнуру: ей нужна твёрдая опора. То же самое и в «Собаке Баскервилей». Дело даже не в том, что фосфор — вещество ядовитое. Просто если собаку чем-то обмазать, она тут же начинает себя вылизывать. В этом убедился Игорь Масленников, режиссёр нашего сериала о Шерлоке Холмсе.
Тем из вас, кто интересуется жанром детектива, — Гугл и Википедия в помощь. От себя могу порекомендовать статьи Рэймонда Чандлера «Простое искусство убивать» (попроще и повеселее) и Цветана Тодорова «Типология детективной прозы» (посложнее и понаучнее).
И всё же мы продолжаем свято верить в непогрешимость дедуктивного метода мистера Холмса. Почему? Да потому что в искусстве главным становится художественное правдоподобие. Если даже откровенная с научной точки зрения нелепость описана ярко и убедительно, мы всё равно будем в неё верить. Это и называется «волшебная сила искусства».
«Тетрадь смерти» художественно правдоподобна. Эл не единожды повторяет, что ему во многом везет, что, поставив на один шанс из тысячи, он удивительным образом попадает точно в цель.Но везение это — не просто способ заткнуть логические «дыры» в сюжете. Ничуть! В контексте сериала оно имеет особый смысл: указывает на сходство Лайта и Эла. Две стороны одной медали, два гениальных ума. Эл чувствует и понимает Киру как самого себя.
Рассуждая о «Тетради смерти», надо также учитывать, что она не относится к жанру детектива в чистом виде. Раскрытие преступления не является центром повествования. Авторам важно не продемонстрировать безупречную логику сыщика, благодаря которой он разоблачает преступника, а заставить зрителя (читателя) поразмыслить над сложным философским вопросом: допустимо ли убийство как метод исправления мира. На выполнение этой задачи и брошены все силы, все художественные средства и приёмы. Жанр «Тетради смерти» можно охарактеризовать как психологическую философскую драму.
Тетрадь смерти. Фантастика и реальность
Одна из особенностей «Тетради смерти» — органичное слияние реализма с фантастикой при явном превосходстве реализма. И это несмотря на то, что в аниме наряду с людьми действуют синигами, а интрига вертится вокруг тетради для убийств.
Тетрадь смерти, попав в реальный мир, становится его частью. Так гласит одно из правил. И это очень важно. Тетрадь смерти — это не волшебная палочка, одним мановением которой можно заставить слона летать, а дождь литься из земли. Никакой магии. Тетрадь рациональна как сама рациональность. Ее сила регулируется и ограничивается кучей правил.
После очередной серии экспериментов Лайт убеждается, что с помощью Тетради нельзя сделать невыполнимое. Обстоятельства смерти должны быть реально осуществимыми для конкретного человека. Преступник, которому Лайт приказывает нарисовать портрет Эла, умирает, не сделав этого, ведь он никогда не видел таинственного детектива. Поэтому Лайту, живущему бок о бок с синигами и убивающему людей, записывая их имена в Тетрадь, приходится играть по правилам этого мира и надеяться только на свой интеллект.
Впрочем, у него есть преимущество перед Элом: знание законов не только реального мира, но и мира синигами. С этой точки зрения борьба между Элом и Кирой — это не поединок между реальностью и фантастикой, а противоборство между знанием человеческой реальности, с одной стороны, и знанием человеческой реальности плюс знанием иной реальности, с другой стороны. Это принципиально важно, ведь в противном случае нельзя было бы говорить о полноценной дуэли двух умов, Лайта и Эла.
Хладнокровного Эла, кажется, невозможно выбить из колеи. Что бы ни случилось, он всегда абстрагируется от эмоций и рассматривает ситуацию, как логическую задачу, которую необходимо решить. Только один раз его охватывает панический ужас — когда в ответном послании Киры № 2 он слышит о синигами.
Эл привык мыслить рационально и анализировать всё происходящее с позиций строгой логики. Логика для него — инструмент восприятия мира. Сверхъестественные силы выходят за рамки привычной человеческой логики. С ними нельзя бороться методом дедукции. Привычная картина мира Эла, где всё поверяется здравым смыслом и имеет причинно-следственные связи, даёт трещину. Именно поэтому мысль о существовании неведомого, иррационального, неподвластного разуму так страшит Эла.
Чтобы избавиться от ужаса перед нелогичностью смерти, Эл решает воспринимать слово «синигами» как некое предельно абстрактное понятие, означающую общую черту между двумя Кирами. Благодаря этой уловке, Эл заставляет себя успокоиться и продолжает анализировать ситуацию с прежней рассудительностью.
Однако когда существование богов смерти становится единственным логическим объяснением происходящему, Эл мгновенно принимает этот факт. Наблюдая за Хигути, который говорит с пустотой, называя её Рэм, Эл приходит к очевидному выводу: в машине присутствует невидимый синигами. Чуть позже он своими глазами видит бога смерти.
То, что раньше казалось иррациональным бредом, становится фактом окружающей действительности, и Эл мгновенно вносит коррективы в картину мира. Она остаётся такой же, как прежде, логичной и объясняемой. Просто в неё добавляются новые элементы. Точно так же Лайт, убедившись в подлинности Тетради смерти, сразу же принимает факт её существования. Он предугадывает и возможность появления бога смерти. Рюка поначалу пугает его — но лишь своим чудовищным видом.
Лайт не способен победить Эла одной только логикой и силой дедукции. Преимущество Лайта в том, что он знает больше Эла о Неизведанном, и уже умеет манипулировать им. Он способен даже играть на чувствах и слабостях синигами. Но даже несмотря на это преимущество Киры, Эл, узнав о синигами, за короткое время смог просчитать и предугадать всё, кроме того, что просчитать было нельзя — глубокую привязанность Рэм к Мисе и особые способности богов смерти.
Тетрадь смерти. Мелодии обдумывания
ОСТ-ы к «Тетради смерти» — это нечто грандиозное и потрясающее. Они представляют собой полное переложение аниме «Тетрадь смерти» на язык музыки. Три альбома содержат более восьмидесяти композиций. Воздвигли этот великолепный музыкальный храм композитор Ёсихиса Хирано и гитарист Хидеки Таниути.
Значительная часть фоновых композиций иллюстрирует те или иные эмоциональные состояния. Для каждого главного героя, а также для Ёцубы, канала Сакура-ТВ и мира богов смерти написана своя музыкальная тема. Темы Лайта, Эла, Мелло и Ниа представляют собой вариации (то есть изменённые воспроизведения) одной музыкальной темы. Это подчёркивает общность и различия героев. В основе каждой вариации — главная особенность характера героя и образ их мышления. В общем же эти музыкальные темы невероятно точно передают на языке музыки процесс обдумывания. В свою очередь каждая из вариаций тоже имеет несколько вариантов.
Темы, связанные с Кирой и Тетрадью смерти, то есть со всем «божественным», стилизованы под религиозные песнопения. В их числе уже упоминавшаяся композиция «Low of Solipsism».
Тетрадь смерти. Итог
«Тетрадь смерти» — один из лучших сериалов в истории аниме. Захватывающий сюжет, оригинальные многоплановые персонажи, сложнейшая философия, восхитительная музыка и великолепное художественное воплощение — всё это делает «Тетрадь смерти» по-настоящему достойным произведением японской и мировой анимации.
По слухам, это аниме с удовольствием смотрят даже яростные противники «китайских порномультиков». А это уже показатель. «Тетрадь смерти» нужно посмотреть. Не для того, чтобы хвастаться очередным «тайтлом». А просто так. Для себя. Чтобы поразмыслить кое над чем важным в этой жизни.
Нита NitaNever Неверова

Другие новости по теме:
Шинигами Рюк - Аниме Тетрадь смерти
В мире синигами показано много богов смерти. Однако реально в действии аниме участвуют только четверо: Рюк, Рэм, Джелоус и Сидо. Кстати, четвёрка, как вам известно, считается в Японии числом смерти. У всех четырёх синигами, выведенных в аниме, есть одна общая черта: несмотря на свой отвратительный (по людским меркам) вид они гораздо человечнее, чем многие персонажи-люди.
Аниме Тетрадь смерти - Death Note. Теория Лайта
Лайт подмечает очень точную вещь: «Если Кира будет пойман, он — зло. Если он будет править миром, он — справедливость». Двойные стандарты — история известная.
Боги диктуют свою волю этому миру, а богом, как убеждает нас «Тетрадь смерти», может стать кто угодно. Занятная деталь: Лайт ради достижения собственных целей вписывает в Тетрадь фальшивые правила. Фактически человек редактирует «божественную книгу», добавляет к изначально существовавшим правилам лживые, ничего не значащие, придуманные им самим для собственной выгоды. И делает это с согласия богов.
Осторожно спойлеры!